Русь без границ

Письмо в редакцию

Обращение к добрым пастырям

Приветствую вас, досточтимые священнослужители! Христос посреди нас!

 

Пишет Вам прихожанка одного из храмов в русской глубинке, раба Божья Евгения. Городок, в котором находится наш храм, находится не так уж далеко от Москвы, всего в каких-то 120–130 км по трассе. Однако, точно указывать не хочу, чтобы не навлечь какие-либо неприятности на нашего настоятеля и всё наше священство. Ситуация, о которой поведаю вам, одна и та же во всех частях России, Украины, Беларуси. Не знаю, как в Румынии, Болгарии, Грузии — традиционно православных странах. Но и в Греции она такая же. Итак, начну, пожалуй.

 

Вопроc.

 

Уважаемые пастыри, мой вопрос — о платке. Должна ли, по Вашему мнению, православная замужняя или одинокая женщина, но не девица, постоянно носить платок? Это предписание или просто благочестивая традиция наших предков, которая сейчас незаслуженно забыта? Мы, православные женщины, покрываем голову, приходя в храм. Многие по окончании богослужения стараются снять платок сразу за церковной оградой. Так поступала и я. Но мне всегда казалось, что это как-то лицемерно и неправильно. Ведь мы будто стыдимся своей веры. Да, мы живём среди неверующего населения. Или, как сейчас любят говорить, «верующего в душе».

 

Допустимо ли стесняться своей веры?

 

Но ведь написано: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами». С недавнего времени, с осени прошлого года, я всегда хожу с покрытой головой. И, стоит сказать, что часто меня не понимают даже верующие женщины, что уж говорить о тех, кто вовсе не живёт духовной жизнью, не посещает церковь. Не так давно мне необходимо было сделать фото для нового паспорта. Фотограф меня предупредила, что в платке фотографию делать не стоит, так как её не примут в паспортном столе. Но, почитав закон (пункт 34.3 административного регламента федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 года № 339), в котором дословно сказано, что «допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов», я попросила, всё-таки, сфотографировать меня в платке.

Фотограф, тем не менее, оказалась права. Моё фото не приняли. Хотя я, сделав уступку светским понятиям, отодвинула платок от линии роста волос. И он, будучи красного цвета, напоминал, скорее, ободок. Сотрудницы паспортного стола в районном центре очень грубо спросили меня, не сменила ли я религию, потому что, по их словам, православные постоянно в платках не ходят и что только мусульмане имеют право фотографироваться для документов в платке. Я напомнила им текст регламента, где ни слова не сказано о том, какие именно религиозные убеждения дают право женщине на фото в платке. Что моя конфессиональная принадлежность не должна выясняться, ведь под «религиозными убеждениями» не обязательно подразумевается, что женщина исповедует ислам, и что, по моему мнению, все конфессии в Российской федерации равны перед законом. Вся беседа была записана мною на диктофон телефона. Мои доводы успеха не имели. Сотрудница паспортного стола сказала, что «если у меня что-то в голове, то это не значит, что это правильно». Фото мне пришлось сделать заново. Сфотографировалась в чёрном тонком платке, так у меня тёмные волосы и платок сливался по цвету с ними. Фотограф ещё немного поработала со светом, так что на фото вовсе непонятно в платке я или нет хотя уши закрыты. Это фото приняли. Однако, такая хитрость меня вовсе не радует. Ведь теперь мне придётся на таможне или при любой другой проверке документов обнажать голову перед посторонними мужчинами. А мне, как замужней православной христианке, это непросто неприятно, а унизительно.

 

Правы ли святые отцы?

 

Однако, я написала Вам не только, чтобы пожаловаться на произвол чиновников паспортного стола нашего районного центра. Как уже писала выше, не встречаю понимания даже у многих верующих женщин. Меня пытаются убедить, что «платки мы носим только в храм, потому что церковь отделена от государства» и говорят другие подобные вещи. Я понимаю, что не каждая православная воцерковлённая женщина читала первое послание к коринфянам святого апостола Павла («Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:10), где апостол говорит о необходимости женщине покрывать голову. Или творения святителя Григория Богослова («Женщине неприлично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото вплетено было в кудри, или несвязанные волосы… Ей неприлично носить наверху гребень, наподобие шлема, или видную издали мужчинам и блестящую башню») или святого Иоанна Златоуста («…Покрытие <женской головы> есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он — образ Самого Владыки…»)

Отцы, прошу вас понять меня. В христианстве всё добровольно. Мы не можем и не должны никого ни к чему принуждать. Но могли бы наши пастыри говорить о необходимости покрываться православным христианкам в повседневной жизни? Просто говорить? Во время исповеди или во время воскресной проповеди? Если, конечно, вы, досточтимые отцы, разделяете мнение, что мы всё -таки должны всегда носить платок и целомудренно выглядеть всегда. Мы ведь находимся в присутствии Божьем не только, когда посещаем храм, но и везде, на всяком месте. Конечно, во всём необходимо рассуждение. Мы действительно живём в светском обществе, где право на покрытие головы в любое время и в любом месте теперь имеют только мусульманки. Но это только потому, что их духовенство боролось, писали письма чиновникам, в деканаты университетов и даже президенту. И сами женщины тоже боролись за то право. И, конечно, потому, что сами женщины этого хотят, покрывать голову.

 

В платке как бабуля?

 

Впрочем, сейчас в русскоязычном обществе принято считать, что ношение платка — не право, а обязанность. Мы, русские и даже русские православные женщины, сняв с себя платок, сняли с себя также и власть мужа. Теперь нам некого слушаться, ибо слушаемся мы только самих себя, иногда слушаемся духовников, у кого они есть, а мужья у большинства из нас вроде старших детей, которых надо не слушаться, а наоборот воспитывать, как нам кажется.

По собственному опыту могу сказать, что платок меняет жизнь женщины. Меняет её духовную жизнь и поведение. А, значит, меняется и обстановка в семье. Муж становится главой. Но это, конечно, только если жить духовной жизнью и участвовать в Таинствах церкви. Потому что, если у меня, например, юбка в пол и платочек всегда на голове, а к Чаше меня не заставишь подойти даже раз в месяц, а то и реже, то какая мне или моей семье в том польза. Внешнее должно соответствовать внутреннему. Но и внутреннее может подтянуться к внешнему, на мой взгляд (я подчёркиваю это, что всё вышеизложенное сугубо моё частное мнение). А ещё, по моим наблюдениям, к женщине, одетой так несовременно (длинная юбка и платок на голове), не по мирской моде, мужчины относятся более учтиво. Конечно, много откровенно неприязненных взглядов и даже вопросов, но это больше идёт от других женщин. Хотя, сейчас, чтобы носить целомудренную одежду или покрывать голову, необязательно выглядеть «как бабуля», чего так боятся женщины. Много разных тканей, фасонов и великое разнообразие платков, которые можно повязывать абсолютно по -разному хоть каждый день, создавая интересные и непохожие друг на друга образы. И это будет красиво и современно! Это будет прилично и женственно!

 

Никто не прислушается?

 

Некоторые пастыри говорят, что совершенно бесполезно говорить пастве о целомудренном виде и поведении вне храма. Что их всё равно не слушают и не послушают. Но, дорогие отцы, разве мы может знать, как отзовётся в сердцах людей каждое наше слово? Тем более слово пастыря, слово духовника? Священник сейчас — это уважаемый человек, пользующийся авторитетом не только у верующих, но и у большинства населения, не у каждого человека, увы. Но у большинства. Например, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский) призвал православных женщин вернуться к ношению платка в эфире канала «Союз», который был больше 10 лет назад, в 2008 году. А его слово отозвалось во мне только в прошлом году, ведь интернет теперь всё помнит. Также иерей Максим Каскун, отвечая на вопросы зрителей его канал на Youtube, заверил православную женщину, что постоянно носить платок правильно. Понимая, что мне потребуются духовные силы, я попросила благословение на ношение платка у своего духовника, у которого уже четыре года исповедуюсь.
Мы задумываемся, когда слышим наставления наших пастырей, пусть и не сразу мы торопимся исполнять то, чему они нас стараются научить, но если «семя упадёт на добрую почву, то принесёт плод „одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать“». Так, как же можно быть уверенным, что вокруг осталась одна «каменистая почва», на которой ничего не вырастет?

Прошу у вас прощения, уважаемые пастыри, что написала Вам такое длинное письмо о, казалось бы, малозначащих вещах. Но, как я уже написала выше, платок меняет женщину, меняет её поведение и отношение к окружающим. Мне кажется, и я на это надеюсь, что женщина в платке и в женственной одежде — обладает умиротворяющим сознанием. Мне кажется, что женщина, надевшая платок — это надежда мира. Надежда на то, что этот сложный мир станет лучше. Что, надев платок, мы снова признаем над собой власть мужа. И это укрепит наши семьи. А чем больше крепких семей, тем крепче наше государство.

Ни в коем случае я бы не хотела, чтобы меня отнесли к тем женщинам, которые нетерпимо относятся к людям, редко посещающим храм, делают замечания «захожанкам» за неподобающий вид или поведение. Но ведь было бы неплохо, если бы вернулась традиция у православных женщин покрывать голову в повседневной жизни, носить красивую целомудренную одежду, и, чтобы это были не только женщины преклонного возраста, но и молодые. Платок — это украшение женщины и её защита.

Прошу Вашего пастырского наставления. Желаю вам помощи Божьей и успехов на всех ваших путях, уважаемые отцы.

 

С поклоном,

раба Божья Евгения

 

Адрес электронной почты m.eugenia2010@yandex.ru

 

см. также: Covered Christians Покрытые христианки Bedeckte Christinnen